1.png

Вайнер Георгий Александрович

(10.02.1938 – 11.06.2009)

«Журналист, писатель, сценарист…»
( к 80-летию писателя)

0_1b15ca_1d97384f_orig.jpgГеоргий Вайнер является легендой для всех любителей советских детективов. Его перу в дуэте с братом Аркадием принадлежит создание всем известных персонажей. О его жизни, личности, а также творчестве нельзя говорить отдельно от брата. Детство и юность Вайнеров были, наверное, обычными для рожденных до войны. Аркадий родился в 1931 году, Георгий младше на семь лет. Была эвакуация, полуголодное детство. И сразу, как только младший подрос, началась верная, братская дружба. Аркадий на правах старшего следил за учебой Жоры – двоечника и лодыря. Он и «заразил» его чтением, желанием узнавать что-то новое, всегда добиваться успехов в деле, за которое взялся.

К литературному творчеству Вайнеры пришли неожиданно для себя и других. Аркадий уже окончил юридический факультет МГУ, успел поработать в органах, в том числе в следственном отделе МУРа. Георгий пробовал себя в рабочих профессиях, со временем занялся журналистикой. Но и он не миновал юридического факультета, пусть и в статусе студента-заочника. Одним словом, к тому моменту, когда – из азарта, ради спора – они взялись за свою первую книгу («Часы для мистера Келли», 1967), им было что сказать. Может быть, писательство им даже было необходимо, чтобы осмыслить объем наблюдений на тему «Человек и закон». Понятно, почему они выбрали жанр детектива. Никто и представить не мог, что этот жанр, с таким традиционно низким (по меркам советской идеологии) воспитательным потенциалом так мощно повлияет на отечественный кинематограф. Благодаря экранизациям вайнеровских книг у нас появился и очень понравился  актерам и зрителям особый жанровый гибрид: детектив – психологическая драма. Признаки детектива выявлены здесь блестяще: тут и погони, засады, стрельба, но криминальная составляющая становится канвой для решения нравственных проблем незаурядных людей. Благодаря удивительной многокомпонентности, отсутствия шаблонных героев и ходов, сценарии по вайнерским книгам очень интересны для настоящей актерской работы. Вспомните морально-интеллектуальное противостояние следователя Тихонова и вора Батона в фильме «Гонки по вертикали». А как «дышат» другу-другу в лицо герои романа «Лекарство против страха», где следователю противостоит не преступник, а авторитетнейший ученый, профессор Панафидин. Он не украл, не убил, он просто каждый день уничтожает в себе человека. Здорово, что авторы показывают опасность нарушения не только уголовного, но и нравственного закона.

А культовый советский фильм «Место встречи изменить нельзя»! Ни сумасшедшее финансирование, ни гламурно-популярные актеры с почти голливудскими режиссерами не сотворят того, что хотя бы  отдаленно напомнит этот фильм. И вот что примечательно: сначала стала знаменитой эта кинолента, а потом уже породивший ее роман Вайнеров «Эра милосердия». Как только были получены первые экземпляры этого романа, братья подарили один из них Владимиру Высоцкому. Они были дружны. Высоцкий на следующий же день ворвался к ним в дом, что нисколько их не удивило. Удивила причина визита: « Я пришел «застолбить» Жеглова…Вам никто так не сыграет Жеглова, как я». Может быть, Жеглов так зацепил Высоцкого оттого, что было в нем много от реальных, очень достойных людей. И он сыграл Жеглова, да так, что стал таким родным, что многие, посмотрев кино, вздыхали: « Эх, побольше бы таких Жегловых!...» Но писатели  знали, что образ, созданный Высоцким в киноверсии, получился таким обаятельным, что зрители не замечают опасных сторон его характера. «Никто не понимает,- говорил Гергий Вайнер, - что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ, которые выворачивали руки и вышибали зубы. Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить». Книгу фанаты после просмотра кино разобрали на цитаты. Приключения главных героев надолго остались в сердцах зрителей. Сами же писатели экранизацию не слишком одобрили, так как посчитали, что режиссер многое упустил.

Для авторов большую ценность представляли не свои детективные романы, а книги о более серьезных мотивах. В своих шедеврах «Петля и камень в зеленой траве» и « Евангелие от палача» они затронули трагическую тематику. Эти книги братья посвятили описанию возможного еврейского Холокоста, который должен был произойти в СССР. В 1990 году Георгий Вайнер переезжает в США, где становится редактором газеты «Новое русское слово». Это издательство показывало жизнь эмигрантов за границей. Параллельно он продолжал работать над книгами.

В 2005 году ушел из жизни Аркадий Вайнер, а через четыре года этот мир покинул и его брат Георгий. Смерть Георгия стала потрясением, хоть и была ожидаемой. Писатель долго боролся с тяжелой болезнью, которая отнимала у него последние силы. Согласно еврейской традиции – не откладывать похороны, его похоронили на следующее утро после смерти в США на кладбище Маунт Мориа в Фэйрвью. 22 фильма, 152 книги, выпущенные в разных странах – таков сегодня «творческий багаж» одного из корифеев отечественной детективной литературы Георгия Вайнера.

Книг о братьях  или сколь-нибудь значительных статей я не нашла. Но говорят, что экранизируя роман «Визит к Минотавру», режиссер «подсматривал» за писателями. Чтобы понять одного своего героя, следователя Тихонова, актеру Сергею Шакурову полезно было понаблюдать за Аркадием Александровичем. Для перевоплощения во второго своего персонажа, скрипичного мастера Страдивари, Шакуров брал что-то от Георгия Вайнера. Конечно, художественное произведение – это не фотопортрет авторов. Но то, что каждая новая книга заставляла братьев Вайнеров взрывать глубины своего жизненного опыта, исследовать собственную уязвимость, - это точно.

10 февраля Георигию Вайнеру исполнилось бы 80 лет. На абонементе Центральной городской библиотеки творчество братьев Вайнеров представлено следующими произведениями: «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Город принял», «Ощупью в полдень», «Я, следователь…», «Карский рейд», «Лекарство против страха», «Евангелие от палача», «Петля и камень в зеленой траве», «Часы для мистера Келли» и многими другими. Приглашаем своих читателей окунуться в мир детективов от братьев Вайнеров.

Латышева Е.А., библиограф ЦГБ
(ЦГБ, ул. Коминтерна, 13)

PICT0226_2.JPG

8.png7.png27.png28.png9.png10.png1.png2.png

login